Мамоново 70
  • Размер шрифта:
  • Цвета сайта:
  • Изображения:

Разъяснения прокурора (май 2017)

18 Мая 2017

***

Вышел в свет очередной обзор практики Верховного Суда РФ.

Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года утвержден очередной обзор судебной практики Верховного Суда РФ (№ 2, 2017 г.).

В нем собраны основные выводы, сделанные Президиумом, а также коллегиями Верховного Суда РФ.

В обзор вошли дела, касающиеся самых разнообразных вопросов, в т. ч. залога, долевого строительства, жилищных, трудовых и пенсионных отношений, банкротства, налогообложения, рекламы и т. д.

Например, страховщик обязан выплатить страховку по ОСАГО собственнику поврежденной машины независимо оттого, снял ли ее с регистрационного учета его прежний владелец.

Обращается внимание, что именно застройщик обязан обеспечить, чтобы площадь объекта долевого строительства была указана достоверно. А восстановление жилого помещения после пожара не является созданием нового объекта, на который необходимо признавать право собственности.

Следует учитывать, что законодательство о защите прав потребителей распространяется на граждан, использующих исключительно для личных бытовых нужд товар, приобретенный у других граждан.

Кроме того, даны ответы на отдельные вопросы, возникающие в судебной практике.

В частности, в договоре можно предусмотреть, что срок оплаты выполненных субподрядчиком строительных работ исчисляется с момента их сдачи генподрядчиком заказчику или с момента получения генподрядчиком оплаты от заказчика. Такое условие само по себе не противоречит ГК РФ.


***

Установление сервитута на земельный участок: итоги обобщения судебной практики.

Президиум Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года утвердил обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок.

В нем освещены вопросы, касающиеся обращения в суд с соответствующим иском, а также условий сервитута и платы за него.

В частности, обращается внимание, что законодательство не требует соблюдать обязательный досудебный порядок урегулирования спора об установлении сервитута.

Сервитут не может быть установлен для прохода или проезда к самовольной постройке, а также в случае, когда из-за него собственник лишается возможности использовать свой участок.

Сервитут может устанавливаться только в том случае, когда у собственника участка (объекта недвижимости) отсутствует иная возможность реализовать право пользования этим имуществом.

То обстоятельство, что истцу удобнее организовать проход (проезд) через чужой участок, не является основанием для установления сервитута (при наличии иных вариантов доступа).


***

Верховный Суд РФ разобрался в тонкостях рассмотрения уголовных дел о контрабанде.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 года № 12 "О судебной практике по делам о контрабанде" разъясняются особенности рассмотрения уголовных дел о контрабанде.

В частности, если владелец предметов незаконно переместил их через границу, использовав другое лицо, которое при этом не осознавало факта контрабанды, то он отвечает как исполнитель преступления. А указанному другому лицу уголовная ответственность не грозит.

Получатель международного почтового отправления с контрабандой, если он, в частности, приискал, заказал, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, также отвечает как исполнитель контрабанды.

Предметы контрабанды должны быть конфискованы. Как и любые доходы от этого имущества. Исключение - имущество и доходы от него, подлежащие возвращению законному владельцу.

Принадлежащее виновному транспортное средство, которое оборудовано специальными тайниками, рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации.

Кроме того, признается не действующим на территории России Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1978 г. по делам о контрабанде.


***

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий: что нового?

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 года № 546 "О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" скорректированы Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Установлен упрощенный порядок подтверждения периодов ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет, трудоспособными лицами, которым производились (производятся) ежемесячные компенсационные и (или) ежемесячные выплаты.

Эти периоды будут подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения вносятся по решению органа, отвечающего за пенсионное обеспечение лица, за которым осуществляется уход, на основании данных, имеющихся в распоряжении этого органа.

Установлены особенности включения в страховой стаж и подтверждения периодов уплаты страховых взносов физлицами, добровольно вступившими в правоотношения по ОПС, за себя или за другое физлицо, за которое не уплачиваются страховые взносы страхователем.

Данные периоды подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми территориальными органами ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и документами (их заверенными копиями), подтверждающими периоды работы за границей.

Также установлены особенности включения в страховой стаж и подтверждения периодов, в течение которых лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы).

Данные периоды подтверждаются постановлением суда о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности.


***

Строительство по государственным контрактам: какие виды работ и в каком объеме подрядчик должен выполнять сам?

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570 определены виды работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, которые подрядчики должны выполнять самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам.

Возможные виды и объемы таких работ включаются заказчиком в документацию о закупке. Из их числа по предложению подрядчика определяются конкретные виды и объемы работ, которые включаются в контракт. Их стоимость должна составлять до 1 июля 2018 года не менее 15% от цены контракта, а с 1 июля 2018 года - не менее 25% от цены контракта.

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно, предусмотрен штраф в размере 5% от их стоимости.

Постановление не распространяется на закупки, извещения о которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие, в которых направлены до дня вступления в силу данного постановления, а также на контракты, заключенные до этого дня.


***

Помощь инвалидам при посадке на поезд: предусмотрена совместная ответственность перевозчика и владельца инфраструктуры.

Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 80.1 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливается совместная ответственность ж/д перевозчика и владельца инфраструктуры за обеспечение посадки инвалидов в поезд и высадки из него.

До внесения изменений ответственность за посадку пассажиров из числа инвалидов в поезд и высадку из него была возложена только на владельца инфраструктуры. Отсутствие ответственности перевозчика негативно сказывалось на его заинтересованности в проведении работ по оборудованию подвижного состава посадочными устройствами.

В целях решения этой проблемы предусмотрено, что ж/д перевозчик и владелец инфраструктуры обеспечивают посадку пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадку из него без взимания дополнительной платы. Данная услуга оказывается работниками перевозчика. При посадке инвалидов с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, а работники владельца инфраструктуры оказывают им содействие. Высадка производится в том же порядке.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


***

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: установлены дополнительные гарантии.

Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в Закон о занятости населения внесены изменения, устанавливающие возможность получения детьми-сиротами, детьми, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущими работу (ранее не работавшими) и впервые признанными безработными, пособия по безработице и стипендии во время прохождения профобучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости.

Пособие устанавливается и выплачивается в течение 6 месяцев со дня регистрации таких лиц в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем регионе на дату регистрации их в качестве безработных, стипендия - в размере пособия по безработице. Общий период выплаты пособия и стипендии не может превышать 6 месяцев.

Также изменения позволяют органам службы занятости в целях обеспечения гарантий дополнительной социальной поддержки детей-сирот отнести к категории впервые ищущих работу (ранее не работавших) лиц, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учебы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами.

Кроме того, соответствующие изменения внесены в Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях приведения к единообразию его положений и положений Закона о занятости населения.


***

Об электронных больничных.

Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена возможность оформления листка нетрудоспособности с письменного согласия пациента в электронной форме.

Электронный больничный будет формироваться в АИС, скрепляться усиленными квалифицированными электронными подписями медработника и медорганизации и иметь равную юридическую силу с бумажным листком нетрудоспособности.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года.


***

Уточнены правила регистрации имени ребенка.

Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 94-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, Закон об актах гражданского состояния. Они касаются порядка присвоения и регистрации имени.

Имя ребенка записывается по соглашению родителей. При выборе имени не допускается использование цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака "дефис", или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы. Речь также идет о ненормативной лексике, различных аббревиатурах.

Фамилия ребенка согласно закону определяется фамилией родителей. Если у родителей разные фамилии, то ребенок может получить фамилию отца, матери или двойную фамилию. Такая фамилия может состоять не более чем из двух слов, соединенных дефисом.


***

Обучение инвалидов по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджета: заключение медико-социальной экспертизы более не требуется.

В соответствии с положениями Федерального закона от 1 мая 2017 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Закон об образовании предусматривает право детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных средств, в пределах установленной квоты.

Ранее это право инвалид мог реализовать, если согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы ему не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

Однако данное условие приводило к дискриминации абитуриентов из числа инвалидов.

В связи с этим внесена поправка, которая отменяет необходимость получения вышеуказанного заключения экспертизы.


***

Контракт о прохождении военной службы смогут заключать срочники со средним профобразованием и мужчины, не пребывающие в запасе, с таким же уровнем образования.

Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" скорректирован Закон о воинской обязанности и военной службе. Изменения направлены на увеличение численности военнослужащих-контрактников.

Решено предоставить право заключать контракт о прохождении военной службы военнослужащим-срочникам, получившим до призыва среднее профобразование и поступающим на военную службу в ВС РФ, войска нацгвардии, спасательные воинские формирования МЧС России, СВР России и органы госохраны. Также решено наделить этим правом и мужчин, не пребывающих в запасе, получивших среднее профобразование и поступающих на военную службу в указанные органы.

Ранее поступить на военную службу по контракту без прохождения службы по призыву могли только имеющие высшее образование мужчины, не пребывающие в запасе, и срочники с высшим образованием.

Мужчины, не пребывающие в запасе, имеющие среднее профобразование, возможности заключать контракты без прохождения военной службы по призыву не имели, а срочники со средним профобразованием могли поступить на военную службу по контракту, прослужив не менее 3 месяцев.

Указанные изменения в отношении граждан со средним профобразованием позволят укомплектовать наиболее востребованные воинские должности технического профиля, а также более эффективно эксплуатировать вооружение и военную технику.


***

Государственные закупки должны оплачиваться в разумные сроки!

Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" скорректирован Закон о контрактной системе в сфере закупок.

Указано, что заказчик должен оплачивать товар, работу, услугу, а также отдельные этапы исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания им соответствующего документа о приемке.

При этом предусмотрены 2 исключения.

Первое - оплата контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными НКО. Здесь срок оплаты составит 15 рабочих дней (в настоящее время - 30 дней).

Второе - случаи, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.


Возврат к списку